Сайт МОУ "Новоатайская СОШ" Красночетайского

района Чувашской Республики

Программа развития школы на 2005-2010 годы

Содержание

 

1.                  Аннотация (паспорт программы)

2.                  Информационная справка о школе

2.1.      Сведения об истории и традициях школы

2.2.      Кадры

2.3.      Содержание образовательного процесса в школе

2.4.      Характеристика учебного плана, действующего в школе

2.5.      Содержание воспитательной работы в школе

2.6.      Финансово – материальные условия

2.7.      Основные результаты  школы

2.8.      Инновации в школе

2.9.      Внешние и внутренние связи  школы

2.10.  Административное управление

3.            Анализ состояния и прогноз тенденций изменения внешней среды

3.1.      Анализ возможностей и ограничения политической среды

3.2.      Анализ возможностей и ограничения экономической среды

3.3.      Анализ возможностей и ограничения социально демократической среды

4.                     Анализ состояния и прогноз тенденций изменения социального заказа

5.                     Анализ достижения школы, ее потенциал с точки зрения развития

6.                     Анализ проблемы школы и их причины

6.1.      Здоровье учащихся – один из основных показателей работы школы

6.2.      Проблема дошкольной группы

6.3.      Обученность учащихся начальных классов

6.4.      Обученность в среднем звене

6.5.      Старшие классы

6.6.      Приоритетные проблемы

7.            Концепция адаптивной школы

7.1.      Прогнозируемый педагогический результат

7.2.      Теоретические подходы к построению адаптивной средней школы

7.3.            Общая характеристика образовательной модели

7.3.1.      Структура образования в школе

7.3.2.      Содержательная модель образовательного процесса

7.3.3.      Учебный план

7.3.4.      Организация учебно-воспитательного процесса

7.3.5.      Основные формы деятельности

7.3.6.      Содержание воспитательного процесса

7.3.7.      Технология управления школой

8.       Стратегия реализации концепции школы.

   

1.    Паспорт Программы.

 Программа развития школы предназначена для Муниципального  учреждения образования Красночетайского района ЧР  «Новоатайская средняя общеобразовательная школа». Она представляет собой нормативно-управленческий документ, характеризующий два аспекта ее деятельности: специфику содержания обучения, воспитания и развития учащихся, и особенности организации кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований педагогической системой.

    Программа разработана по заказу родительской общественности, отдела образования Красночетайской районной администрации с использованием таких научных источников, как «Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы». Пособия для руководителей образовательных учреждений. Под редакцией М.М. Поташника и В.С. Лазарева – М. Новая

школа 1995 г.

    Программа разработана педагогическим коллективом школы под руководством директора школы Алексеевой А.С.

    Предлагаемый срок реализации Программы развития школы с 2005 г. по 2010 г. Работа над программой велась в период с марта 2005 г. по январь 2006г.

    Программа обсуждалась на собрании трудового коллектива школы  №2 от 30 апреля 2005 года.

    Программа принята на заседании педагогического совета школы №5 от 2 мая 2005 года.

Программа передается в администрацию Красночетайского района для утверждения и решения финансовых и других вопросов.

  

2.    Информационная справка о школе.

2.1 Из истории школы

  1918  год – открыта начальная школа

  1937 г. – школа преобразована в Новоатайскую семилетнюю школу

  1961 г. – школа преобразована в Новоатайскую восьмилетнюю школу

  1978 г. – школе присвоен статус « средняя»

  2004 г. –школе присвоен статус МОУ «Новоатайская средняя  общеобразовательная

                            школа».

   Сегодня в школе: 172 ученика;

   Классов- комплектов: 10;

   Школа имеет: 2 серебряных медалиста;  

  

 Из 24  педагогов:

  1. Заслуженный учитель  Чувашской Республики – 1
  2. «Отличник народного образования» - 2
  3. Высшая категория –0
  4. Первая категория – 13
  5. Вторая категория – 2
  6. Педагоги  со  стажем от 5 до 10 лет – 6, от 10-20 лет – 11, свыше 20 лет – 9.
  7. Учителя с высшим образованием – 83,3%.
  8. Призеры районных конкурсов «Учитель года» - 2.

   Типовое здание школы построено в 1990 году. Проектная мощность – 17 классов с общей наполняемостью 306 учащихся.

     Школа работает в режиме 6-дневной недели, имеет 10 классов, 172 ученика.

      Школа сотрудничает с Чувашским государственным университетом им. И.Н. Ульянова.

   Наша школа общеобразовательная, самая обычная, внешне ничем не примечательная: учим всех, кто к нам приходит.

 

2.2. Кадры

Школа укомплектована квалифицированными кадрами. Работают 25 учителей, из них: имеют высшее педагогическое образование – 22 человека, среднее специальное образование – 3 человека.

  Средний возраст педколлектива 36 лет.

     «Учитель народного просвещения»- 2. Заслуженный учитель Чувашской Республики- 1, 13 учителей аттестованы на I квалификационную категорию, 2 учителя на II квалификационную категорию. В течении многих лет работает стабильный педагогический коллектив (периодически пополняющийся молодежью), в котором большое внимание уделяется повышению профессионального мастерства педагогов. Все обеспечены жильем.

 

2.3.Содержание образовательного процесса.

.

Первая ступень – начальная школа. С сентября 1991 года в I класс пришли дети 6, 6 лет.

В 4-х классах учатся на сегодняшний день 51ученик.В них учащиеся овладевают фундаментальными понятиями соответствующих областей человеческой культуры.

Вторая ступень – основная школа (5, 9 классы), где реализуются образовательные программы основной общеобразовательной школы. Особенностью этой ступени являются выявление склонностей и способностей учеников для продолжения образования с учетом их возможностей и интересов.

Третья ступень – 10, 11 классы. Этот этап отличается большой ориентацией  на будущую профессию, подготовкой к продолжению образования.

  

2.4. Характеристика учебного плана, действующего в школе.

 

Образовательный процесс в школе осуществляется на основе базового образования РФ и Министерством образования ЧР. Конкретное содержание реализуется в учебном плане школы , который определяет приоритетные направления в образовательной подготовке учеников. Учебный план  составлен на основании Закона РФ «Об образовании», Приказа Министерства образования РФ №322 от 09.02.1998 г., Приказа Министерства образования ЧР №170 от 7 мая 1998 г. в соответствии с базисным учебным планом общеобразовательных учреждений  РФ.1, 2, 3, 4 классы усваивают программу начального образования по схеме 1 – 4 . в начальных классах базисный компонент включает учебные предметы, позволяющие заложить фундамент знаний по основным дисциплинам, обеспечить уровень соответствующий государственному стандарту. Вариативный компонент позволяет обеспечить  внимание на изучение английского языка с 3 – го класса. Недельная нагрузка не превышает предельно допустимой нормы.

В инвариантной части учебного плана для учащихся 5 –11 классов полностью реализуется федеральный компонент государственного стандарта, который обеспечивает единство образовательного пространства РФ и гарантирует овладение выпускниками школы необходимый минимум знаний, умений и навыков, обеспечивающий возможности адаптации в современных социальных  реалиях и продолжения образования. Она представлена следующими образовательными областями:

1) филология               - русский язык и литература, родной язык и   литература,  иностранный язык

2) математика              - математика, информатика

3) обществознание      - история, экономика, обществознание,

                                         основы    правовых знаний

4) естествознание        - окружающий мир, природоведение, география, физика. Химия, биология.

5) искусство                 - музыка, ИЗО

6) физическая культура    - физкультура, ОБЖ

7) технология                     - технология, черчение.

В   вариативной части в связи с тем, школа осуществляет профильную подготовку, учебный план в 10 – 11 классах включает 2 направления: естественно – математический и гуманитарный.

    

2.5. Содержание воспитательной работы в школе.

 

В качестве цели воспитательной работы в школе определено содействие формированию личности, способной строить свою жизнь, достойную человека (построенную на основе добра, истины и красоты). В соответствии с этой целью были поставлены следующие задачи воспитательной работы с детьми:

-         воспитание доброты и культуры общения.

-         формирование у детей начальных классов представлений об образе жизни, достойной человека, основных принципов социальных норм общежития

-         создания комфортной среды общения

-         воспитание ценностного отношения к природе, к дому, в котором живет человечество

-         воспитание мотивационной и волевой готовности к продолжению образования на 2 и 3 ступени обучения (5 – 6 классы.).

-         воспитание альтруизма, развитие мышления, приобретение научных знаний (7 – 8 кл.)

-         усиления саморазвития личности (9 – 11 классы.)

 

Система воспитательной работы в школе строится на следующих уровнях:

-         Общешкольная деятельность.

-         Работа классных руководителей и воспитателей с детскими коллективами

-         Кружковая работа

-          Индивидуальная работа с учащимися  и их родителями.

 

В школе в течение многих лет действует сеть кружков для детей разных возрастов. Учащиеся начальных классов во второй половине рабочего дня посещают   занятия по ритмике, хора, рисования, спортивные секции ,кружки  вязания. Учащиеся 5 – 8 классов на занятия кружков: «Резьба по дереву», хоровой, драматический, танцевальный, компьютерный кружок,  спортивные секции, предметные кружки. В школе действует ученическое самоуправление, которое приучает учеников к осознанной постановке целей, планированию деятельности, анализу и самоанализу, контролю. Специфику воспитания в школе выражает созданная в ней детская организация «Радуга», которая объединяет учащихся 1 – 8 классов. Учащихся старших классов объединяет Совет старшеклассников.

Важной частью системы воспитательной работы школы является формирование и укрепление школьных традиций, к которым можно отнести праздники. День знаний, Праздник урожая, Новый год, Вечер встречи с выпускниками школы. Месячник мужества и спорта, 8 - Марта, День победы, День последнего звонка, выпускной вечер. Традиционными стали День самоуправления, конкурсы «А ну-ка девушки», «А ну-ка парни». Смотр художественной самодеятельности, игры «Зарница», Праздник окончания учебного года. (30 мая)

      Системный  подход к воспитанию диктует необходимость выйти за рамки стен школы, активно участвовать в сельских и районных мероприятиях, например, совместные концерты детей и работников школы перед населением микрорайона школы.

В летнее время с 1991 года действует школьный лагерь труда и отдыха в1 смену, питание организуется в основном за счет спецсредств школы.    

 

2.6. Финансово – материальные условия.

 

Финансирование школы осуществляется учредителем в соответствии с заключенным между ним и школой договором по установленным, а также за счет родителей, добровольных пожертвований частных лиц. Источником формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются:

-         бюджетные и внебюджетные средства;

-         имущество, переданное учреждению учредителем;

-         другие источники в соответствии с действующим законодательством;

-         средства родителей.

В прошлые 7 лет крайне недостаточным было бюджетное финансирование, поэтому на хозяйственные нужды, на приобретение учебников, оборудования, спортинвентаря, на организацию горячего питания (бесплатно), на текущий ремонт использовались внебюджетные средства, которые в основном поступали и поступают в школьную кассу, затем на спецсчет в банке, от реализации продукции, полученной с учебно-опытного участка школы.

         Ресурсная база школы составляет:

бюджет учреждения -2997,5, тыс.руб.;

фонд заработной платы учителей  -2148,02 тыс. руб.;

расходы на питание одного ученика в месяц -2 руб. в день на  одного

учащегося школы;

библиотечный фонд школы –12136 томов;

расходы на приобретение учебной и методической литературы в

прошедшем году – 25944 рублей,  в том числе  13473 рублей

из внебюджетного фонда;

приобретено - 355  экземпляров учебной литературы;

техническая  оснащенность   (количество персональных

компьютеров, из них в локальных сетях,  в Интернете  -1.)

 компьютеров всего – 11, компьютерный класс- 1 (9 компьютеров),

1 компьютер /библиотека/

 

Все имущество, приобретенное за последние 3 года, сохранено:

(8 компьютеров,  3 принтера, факс, 1 микрофон,1 видеокамера,

1 музыкальный центр, спортивное оборудование); Сделано  новое освещение

в отдельных учебных кабинетах. Большинство приобретений сделано за

счет спонсорской

помощи, часть за счет собственных средств, полученных за услуги. Ежегодно

администрация школы изыскивает средства для проведения во время летних

каникул не только косметического ремонта здания, но и частичного текущего

ремонта в кабинетах (меняются полы, отбеливаются потолки и стены).

Благодаря этому,  сегодня  техническое и санитарное состояния  школы в

целом удовлетворительное.

.

   Школа финансирует в одном здании. Также в школе имеются технические средства обучения, наглядные пособия, оборудования по физике, химии и математике, ОБЖ и т. д. , : Пришкольный учебно-опытный участок 2,5 га.. в том числе яблоневый сад, вишневый сад, санитарная зеленая зона, березовая аллея, 5 га земли - подсобного  хозяйства.

 

2.7. Основные результаты школы.

 

В школе сложился свой алгоритм действий. Нам кажется, что на этом этапе развития он приемлем и дает результаты. В школе ряд лет ведется эксперимент по мониторинговому

исследованию учебно-воспитательного процесса. О качестве подготовки выпускников школы можно судить по результатам ЕГЭ. Динамика среднего балла ЕГЭ школы по 100- балльной шкале по предметам на фоне выпускников школ Красночетайского района показывает подъем по русскому языку, по обществознанию.

Динамика среднего балла ЕГЭ школы по 100-балльной школе по предметам на фоне выпускников школ Чувашской Республики показывает подъем по математике и русскому языку.

 

Учащиеся школы участвуют на районных, республиканских олимпиадах по предметам  и занимают призовые места.

 

Список призеров районных олимпиад по МОУ «Новоатайская СОШ»

 

Год

Предмет

Фамилия И.О. ученика

Место

Класс

Фамилия И.О. педагога

2003/2004

Химия

Париков В.

3

11

Волкова М.М.

Химия

Сергеев А.

2

11

Волкова М.М.

2004/2005

Математика

Семенов С.

1/2

9

Дерстуганова А.В.

Химия

Семенов С.

1

9

Волкова М.М.

Химия

Тарасова О.

3

9

Волкова М.М.

Химия

Кузьмина Н.

1

11

Волкова М.М.

Химия

Сергеева Л.

1

9

Волкова М.М.

Биология

Килейникова И.

3

11

Волкова М.М.

Экология

Килейникова И.

2

11

Волкова М.М.

Математика

Алексеев Е.

3

3

Пандакова Л.Н.

Математика

Соловьев А.

3

3

Пандакова Л.Н.

Чувашский язык

Соловьев А.

3

3

Пандакова Л.Н.

2005/2006

Математика

Семенов С.

2

10

Дерстуганова А.В.

Химия

Петрова Л.

1

9

Волкова М.М.

Химия

Аксакова О.

2

9

Волкова М.М.

Химия

Семенов С.

1

10

Волкова М.М.

Экология

Баранова О.

2

11

Волкова М.М.

 

  

Выпускники продолжают образование в ВУЗах.

                                                     Учебные годы

98/99

99/2000

2000/01

01/02

02/03

03/04

04/05

05/06

4

1

4

1

3

-

-

2

   

Уровень успеваемости и качества знаний

Учебный год

03/04

04/05

05/06

 Итого

Успеваемость

81,5

85,1

83,4

          83,3

Качество

56%

46%

        51%

          51%

 

После окончания 11 класса выпускники продолжают учебу. Многие оканчивают ВУЗы Республики и трудоустраиваются. В последние годы учащиеся после окончания 9-го класса начали уходить в средние специальные учебные заведения нашей Республики, что дает отрицательный эффект на результат успеваемости  выпускных классов.

Члены коллектива учителей Учащиеся школы принимают участие на районных олимпиадах по различным предметам, на научно-практических конференциях. В последние годы участвовали на республиканских олимпиадах по экономике, основам правовых знаний, экологии, химии. По другим предметам: по биологии, иностранному языку – результаты в районе. Уже 3 года подряд учащиеся начальных классов занимают 1 - 2 места  в интеллектуальной игре и выезжают в г. Чебоксары. Есть призёры на республиканском уровне. Учащиеся успешно выступают на научно-практических конференциях, проводимых в районе Взводы юно армейцев выступают на играх «Зарница».Учителя участвуют в районном конкурсе «Учитель года».Призёры «Учитель года- 2» .

 

2.8. Инновация в школе.

 

Проводимые в школе инновационные процессы носят локальный характер. Еще 3 года  тому назад ввели в учебный план обучение иностранному языку с 2-го класса. С сентября  2005года ввели в учебный план обучение информатике С 5 класса ведется углубленное изучение математики, в 9 –11 классах русского языка.

   

2.9. Внешние и внутренние связи школы.

 

МОУ «Новоатайская СОШ» расположена на территории д. Новые Атаи, ул.Школьная д.13. Рядом со школой имеется автотрасса.

 Посещают дети д. Новые Атаи , д.Старые Атаи, д. Яманы, д. Чербаи, д.Русские Атаи.

 

На территории микрорайона имеются:

 

- модельная библиотека-1

- дом культуры- 4

- администрация сельского поселения

- фермерское хозяйство – 1

- животноводческая ферма - 1

  

2.10. Административное управление.

 

Организацию образовательного процесса в школе осуществляет директор и его заместители. Основной функцией директора является координация усилий всех участников образовательного процесса через Совет школы, педагогический Совет. Заместитель директора по учебно – воспитательной работе, прежде всего, реализует оперативное управление образовательным процессом и осуществляет мотивационно – целевую, информационно-аналитическую, планово-прогностическую, организационно – исполнительскую, контрольно-регулировочную и оценочно-результативную функцию. Заместитель директора по воспитательной работе координирует и направляет всю воспитательную работу в школе, деятельность классных руководителей, старшей вожатой. Он же обеспечивает концептуальное и методическое содержание внеклассной работы.

3.    Анализ состояния и прогноз тенденций изменения

внешней среды.

 

3.1.Анализ возможности и ограничения политической среды.

 

     Чувашская Республика относится к политически стабильным регионам России. Активных националистических настроений не существует. Незнание чувашского языка и этническая принадлежность не является дискриминационным признаком при приёме на работу, в том числе и на государственную службу. В то же время ведётся работа по приобщению населения к чувашской культуре, в частности к чувашскому языку (чувашский язык и культура родного края входят в национально-региональный компонент содержания образования).

     Президент Чувашии Н.В. Федоров является популярной фигурой  среди населения, активно поддерживает систему образования в республике.

 В республике создана необходимая нормативно-правовая база для развития образования: приняты Законы ЧР «Об образовании», «О языках в Чувашской республике», «О республиканских нормативах бюджетного финансирования образовательных учреждений республики». Разработана Программа развития образования Чувашской Республики. Глава Красночетайско администрации поддерживает предстоящие реформы в образовании. Имеется Программа развития образования в Красночетайском районе На территории района более акивно действуют такие политические силы, как КПРФ и партия «Единая Россия».

 

3.2. Анализ возможности и ограничения экономической среды.

        На образовательную ситуацию  Новоатайской средней общеобразовательной школы  большое внимание оказывает ее расположенность в сельской местности, на территории ООО «Асамат». До села Четаи 21километров, где имеются различные предприятия и учреждения, где могут найти себе работу часть населения микрорайона школы, т.к. туда и обратно можно доехать на рейсовом, маршрутном автобусе; основная часть родителей – рабочие ООО «Асамат»,идёт спад производства ухудшение экономического положения и в связи с этим у родителей низок уровень экономического и социального положения. Часть мужчин (родителей учащихся) выезжают на заработки в соседние области или другие регионы. Фермерских хозяйств – мало, в основном семьи имеют землю до одного гектара, продукцию выращенную реализуют в основном в городах Шумерля и Чебоксары.. Сезонная миграция ведет к относительной безнадзорности детей, отчуждению их от отцов. Отсутствие надежного заработка части родителей значительно снижают возможность семьи по обеспечению детей учебниками, школьной формой. Не имеется детского садика, потому что нет денег у родителей для оплаты за посещение ребенка в детский сад.

  Часть молодежи деревень микрорайона школы не любит работать, что является фактором роста преступности и антиобщественных проявлений.

   Для нейтрализации рисков экономической среды необходимо:

1)     экономическое развитие микрорайона.

2)      в условиях школы – создание подсобного хозяйства школы для получения внебюджетных средств.

  

3.3. Анализ возможности и ограничения социально – демократической среды.

 

Тенденция в демографической ситуации, складывающаяся в последнее время, необходимо отнести к отрицательным факторам внешней среды. На территории микрорайона заметно проявилась тенденция уменьшения рождаемости и увеличения смертности населения.  Сокращение численности населения на территории микрорайона школы связано и с тем, что после окончания ВУЗов и ССУзов, различных ПТУ примерно 25 % выпускников школы не возвращается в деревню из-за отсутствия работы на селе по их специальности, это продолжается с 1980 года.

     Фактором риска может стать ежегодное уменьшение количества детей на 5-6 человек,  что может привести к изменению статуса школы.   

 

3.4. Анализ возможности и ограничения культурно-образовательной среды.

 

В микрорайоне школы имеются так называемые очаги культуры, которые работают неплохо и помогают в воспитательных работах школьников. В сельские клубы д. Новые Атаи, Старые Атаи проведен газ, в этих деревнях работает библиотека. Близость столицы Республики дает возможность совершать выезды в театр, на экскурсии с детьми в музеи и на выставки художественные т.е. частично компенсировать. У многих школьников есть стимул для получения образования. На них благоприятно влияют те выпускники, которые учатся в данное время в ВУЗах Республики и те, которые окончили их, трудоустроены в городах Республики и имеют с учащимися тесный контакт.

    Для усиления влияния культурной среды на образовательный процесс школы необходимо, чтобы школа стала социокультурным центром села.

 

4.    Анализ состояния и прогноз тенденций изменения

социального заказа.

    Анализируя нынешний этап развития школы, мы попытались ответить на три основных вопроса, сведя их сознательно к формировкам в самом упрощенном и понятном виде: Чего от нас хотят? Кто мы и  что можем сделать? Как мы это будем делать?

    Структуры, которые выступают по отношению к школе с каким – то заказом или требованиями в обобщенном виде, представим в 3-х условиях.

   ГОСУДАРСТВО – хочет, чтобы мы создавали условия для развития свободной, мыслящей, деятельной, социально-административной личности, получившей добротное среднее образование и обладающей гражданской ответственностью.

   МАКРОСОЦИУМ – хочет, чтобы мы выпускали из школы воспитанную личность, считающаяся с нормами и правилами поведения, сложившимися в обществе, впитавшую в себя систему общечеловеческих ценностей, уважающую права личности  и собственности.

  МИКРОСОЦИУМ – хочет видеть в нас школу, основанную на порядке и осознанной дисциплине, разумной требовательности к детям. Школу, отвечающую санитарно-гигиеническим и эстетическим требованиям. Школу, в которой уважаются права ребенка, в которой ребенку обеспечивается не только физический, но и душевный комфорт, - 100% опрошенных.

 

Данные спроса родителей

 

1 Положительное отношение ребёнка к школе- 87,8%.

 

2.Оценка школы по сравнении с другими школами: на равне-60%-лучше-11,8%

 

 3.Удовлетворённость учёбой ребёнка в течении  учебной недели -48.5%.

 

 4.Удовлетворённость ребёнка общей атмосферой в  школе-35,3%.

 

5.Школа должна дать ребёнку – задатки здоровья-17,6%.-подготовитьк жизни в условиях рынка -35,3% -развить творческие способности-64,7% -научить общению -38,2% -формировать независимость-14,7% -подготовить в вуз -38,2% выработать какие- либо черты характера: 1 уверенность-5,9% 2самостоятельность 2,9%  3 вежливость -2,9% 4 спокойствие -2,9% 4 затрудняюсь -2,9%

 

6 Роль родителей во взаимодействии со школой ,где учится ребёнок :- воспитывать должна школа -44,7% -могу помочь школе конкретно -2,9% -хотел бы помочь ,но не знаю чем -50% -затрудняюсь -23,5%

 

7Предотвращение отклонений в поведении ребёнка -45% -Сохранение и поддержка здоровья ребёнка  -50% Обеспечение подготовки достаточной для получения образования более высокого уровня -65%.                

 

Определение способностей учащихся.

Родители учащихся первоклассников (100% опрошенных) нуждаются в помощи специалистов для определения способностей и склонностей учащихся.

УЧЕНИКИ – хотят, чтобы в школе было интересно учиться, чтобы к ним относились с уважением, чтобы можно было общаться друг  с другом, хотят иметь учебный успех, хотят получить качественное образование.

   Анализ итогов социальной диагностики микросоциум показывает, что он характеризуется следующими чертами:

      25,8  % родителей относятся к служащим.

       8 % интеллигенция

       3,3 % члены кооператива

       46,7 % родителей не имеют постоянной работы

       3,2% индивидуальные предприниматели

       1,6% пенсионеры .

 

Из общего числа семей:

       88,5 % - полные семьи.

       11,5 % - неполные семьи.

 

Родители учащихся по уровню образования распределились следующим образом:

                       16,6 % - имеют высшее образование

                      46,6 % - имеют среднее

                       33,6%- средне-специальное

                      1,6 % - имеют неполное среднее образование

                       1,6%- неоконченное высшее.

По количественному составу в школе

        детей из неполных семей- 43

        детей из  многодетных семей-34

  Данные обследования уровня личности развития детей, поступающих в школу, подтверждают итоги социальной диагностики микрорайона школы. Картина довольно пестрая, представлена вся школа развития: от детей с высоким уровнем развития; музыкальными способностями; интеллектуальными способностями – до детей с задержкой психического развития и ослабленным умственным развитием.

      Этот широкий спектр уровня способностей нашего ученического контингента определяет необходимость единственно возможной модели образовательного учреждения - адаптивный характер, способный удовлетворить образовательные запросы столь разнообразных категорий учеников и их родителей.

 

5. Анализ достижений школы, ее потенциалы с точки зрения развития.

 

Школа не может гордиться  богатой материальной базой или именитыми спонсорами. Она  базовая, самая обычная сельская школа. Но школа примечательна тем, что в течение нескольких лет она успешно выполняет «Закон об образовании» РФ и выпускает молодежь, обладающую глубокими и прочными знаниями, хорошо подготовленную к жизни, к труду. Все поступившие в школу своевременно оканчивают девятые классы, а затем получают среднее общее образование. За последние три года количество учащихся стабильное, большинство школьников учится на «4» и «5». Выпускники Новоатайской средней общеобразовательной  школы обладают не только хорошими знаниями, но и жизнен-               но необходимыми практическими навыками.

    Воспитание любви к труду, и прежде всего сельскому, - одно из важнейших направлений работы педагогического коллектива школы. Выпускники школы поступают в сельскохозяйственные ВУЗы и техникумы, немало бывших учащихся работают в сельском хозяйстве – полеводами, животноводами, экономистами, бухгалтерами, механизаторами, не только в родной деревне, но и во многих колхозах других районов ЧР и в других соседних регионах.

    В чем же секрет успеха педагогического коллектива? В том, что учителя Новоатайской средней общеобразовательной школы выполняют свои профессиональные обязанности добросовестно, творчески. В том, что это подлинные мастера педагогического труда. В том, что все вместе они составляют коллектив сплоченный, целеустремленный, способный с глубокой заинтересованностью сообща решать сложные педагогические задачи, сплоченный педагогический коллектив, спаянный единством взглядов и устремленный, задающий тон всему общешкольному коллективу, - это важное условие плодотворной работы по воспитанию и обучению детей.

     Воспитание детей потребностям трудиться, уважение к людям труда, бережного отношения к результатам их деятельности начинается буквально с первых дней обучения. Во время экскурсий по школе и пришкольному участку первоклассникам показывают блистающие чистотой классы, аккуратные грядки. Объясняют, что все это сделано руками из старших товарищей, что эти здания, классы и оборудования принадлежат им и все это надо беречь, экономно использовать. С младших классов ребята привлекаются к посильной работе на учебно-опытном участке. Они учатся выращивать декоративные растения, овощные культуры. Старшие ребята участвуют в опытнической работе.

     Одно из основных звеньев подготовки школьников к сельскохозяйственному труду – деятельность ученической производственной бригады, существующей в школе с 1990 –ых годов. Летом для членов бригады создается на базе школы Лагерь труда и отдыха, в течении трех смен – в период с июня по август месяцы. Такая организация труда позволяет вести воспитательный процесс непрерывно. Труд, сочетающий с разнообразными формами отдыха, культурно-массовой работы, помогает учащимся лучше познавать окружающий мир, помогает воспитывать у подростков качество хозяйственников, организатора, решать проблемы по экономическому воспитанию детей.

    Денежные средства, полученные с реализации собранного урожая с подсобного участка (10 га) и пришкольного учебно-опытного участка расходуются в основном на организацию бесплатного полноценного горячего питания учащихся и работников школы, а также на прочие учебные и хозяйственные расходы школы. Все это благоприятно влияет на здоровье детей, в школе отсутствуют учащиеся с заболеваниями органов пищеварения.

    Педагоги школы давно заметили, что тот, кто хорошо проявляет себя в труде, в общественной работе, в отношениях с товарищами, не может позволить себе стоять у доски и позорно молчать, получать «двойки».

       Мы в коллективе придерживаемся единой позиции: перестройка учебного процесса зависит не только от дальнейшего совершенствования программ, учебников, методических пособий, но и от учителей, непосредственно реализующих рекомендации ученых, методистов. Главное в подъеме уровня учебного процесса – повышение эффективности урока. В течение учебного года учителя школы посещают друг у друга уроки, члены администрации школы – согласно годовому плану работы школы. Их наблюдения позволяют проанализировать систему учебной работы, сложившуюся в школе. Мы пришли к выводу, что большинство наших учителей успешно осуществляют главную задачу урока.

    Работа с педагогическими кадрами в школе направлена на совершенствование их педагогического мастерства. В школе действуют методические объединения учителей. Учителя через каждые пять лет проходят курсы повышения квалификации в ЧРИО, принимают участие на заседаниях районных методических объединений учителей предметников.

     Большое внимание обращается работе с молодыми кадрами. В школе действует семинар «Школа молодого учителя», практикуется наставничество.

     Школа может быть интересна и тем, что в ней сложилась гуманистическая воспитательная система, и большинство детей живут жизнью школы.

     В целом, в школе существует крепкая команда взрослых, работающая в режиме творческого поиска, которая способна построить школу равных возможностей (адаптивную), которая по возможности может гибко реагировать на социокультурные изменения .

 

 6.Анализ проблем школы и их причины.

6.1 Здоровье учащихся - один из основных показателей работы школы.

Диспансеризация учащихся нашей школы показала следующее:

1)         здоровых детей в школе – 72 %;

2)                        учащихся, имеющих отклонения в здоровье  - 28 %.

3)                        рост числа  заболеваний органов зрения наблюдается в 8 классах (период полового созревания) и в 10- 11 классах, что связано с увеличением учебных нагрузок;

4)                        в 5 – 7 классах  23-25 % учащихся имеют заболевания опорно-двигательного аппарата. Это в 2раза выше, чем в 8 – 11 классах..

5)                        рост  числа заболеваний эндокринной системы наблюдается в период полового созревания и к 11 классу достигает 25 %.

6)                        распространенность сердечно-сосудистых заболеваний среди учащихся 5-9 классов составляет 4-5 %; в 10-11 классах – более 8%;

7)                        резкий скачок числа заболеваний органов пищеварения у учащихся  наблюдается в 9 классах ( в 3 раза) и в 11 классах ( в 2 раза).

Проведенный в школе мониторинг здоровья показал, что чем меньше учитываются возможности детского организма при организации различных видов деятельности, чем длительнее  напряжение и больше утомление учеников, тем чаще недомогания ребят переходят в болезни.

В процессе взросления проявляется еще один фактор, негативно влияющий на образ жизни детей и, как результат, на состояние здоровья. Это вредные привычки, прежде всего курение и употребление алкоголя.

Таким образом, среди основных причин ухудшения состояния здоровья школьников можно выделить следующее:

1)                        социально-экономические, вследствие которых многие семьи не в состоянии обеспечить необходимый уход за детьми;

2)                        увеличение учебной нагрузки;

3)                        недостаточная адаптация учебного процесса к индивидуально-психологическим особенностям детей.

Не вселяет оптимизма и анализ состояния здоровья учителей школы. Он свидетельствует о нарастании психосоматических нарушений у педагогов. Среди соматических заболеваний наиболее часто встречаются заболевания сердечно-сосудистой системы, которые являются следствием длительного эмоционального перенапряжения. Растет невротизация педагогической среды. На формирование неврозов влияют прежде всего длительные стрессы, свойственные педагогическому труду. К сожалению, здоровье не занимает пока приоритетного места в иерархии потребностей педагогов.

Для обеспечения сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса необходимо реализовать в программе развития три направления:

1.Обеспечение сохранения здоровья и укрепление здоровья ученика.

2.Обеспечение формирования здоровье сохраняющих культурных традиций семьи.

3.Обеспечение здоровье сохраняющей деятельности педагога.

 

6.2.        Уровень физического развития учащихся.

                        Группа здоровья                              Физкультурная группа

               7  % - 1-я гр.                                                 82  % - основная группа

              73,2 % - 2-я гр.                                             15 % - подготовительная группа

              19,8  % - 3-я гр.                                            3% - специальная

 

Таким образом, необходимо констатировать наличие проблемы в работе школы противоречия между потребностью учащихся и их родителей, требованиями государства сохранении и укреплении здоровья обучающихся в школе и отрицательной динамике физического состояния детей.

Изучение определяющих факторов, влияющих на здоровье школьников, с целью установления причин ухудшения их физического состояния позволяет сделать следующие выводы:      

1)                   увеличения количества учащихся, имеющих различные отклонения в физическом здоровье, связаны прежде всего с объективными причинами: воздействия неблагоприятной окружающей среды или со слабым физическим состоянием матери ребенка рождаются (далеко не здоровые дети);

2)                   существующая система проведения уроков физкультуры (два часа в неделю) компенсирует гиподинамии учащихся;

3)                   не на высоком уровне находится состояние лечебно-оздоровительной работы в школе;

4)                   чрезмерная нервно-эмоциональное напряжение детей обусловлена несоответствием предъявляемых учителями требований возможностям учащихся, оценивание деятельности учащихся, построенным лишь на сравнении учащихся друг с другом по результатам выполнения заданий;

5)                   наблюдается недостаточная двигательная активность детей, вследствие чего понижается их работоспособность на уроках.

6)                   Игнорирования учителями особенностей восприятия информации школьников вызывает утомление, нервно-психические отклонения, оказывают разрушающее действие на соматическое здоровье детей.

 

Указанные недостатки в содержании в организации образовательного процесса в школе обусловили неустойчивую динамику состояния здоровья учащихся.

  В этой связи следует констатировать наличие в школе следующих проблем, обусловленных содержанием и организацией образовательного процесса:

-         противоречия между существующей организацией обучения на уроке, наносящей ущерб здоровью детей, и необходимостью реализации учителем валеологического подхода, сохраняющего и укрепляющего здоровья учащихся;

-         снижению уровня отрицательной динамике физического и психологического состояния учащихся препятствует слабая организация лечебно-оздоровительной работы в школе, а также воспитательного и учебного процесса в направлении сохранения и укрепления здоровья.

Отмеченные проблемы в содержании и организации образовательного процесса обусловлены следующим недостатками в условиях работы школы:

-         слабой ориентацией педагогов на сохранение и укрепления учащихся

-         недостаточным уровнем валеологической культуры учителей работающих в школе, доминированием технократического мышления педагогов

-         отсутствие в системе методической работы специальной деятельности по подготовке учителей к проведению валеологических  обоснованных уроков.

Отмеченные недостатки в условиях работы школы и желаемое состояний этих условий позволяют обозначить следующие проблемы в работе школы, связанные с условиями деятельности педагогического коллектива:

-         недостаточная мотивация деятельности учителей по укреплению и сохранению здоровья детей препятствует построению и организации педагогами валеологически обоснованных учебных занятий (особенно в разновозрастной дошкольной группе, в начальных и 5 – 8 классах)

-         активному вовлечению учителей в разработку валеологически обоснованных уроков препятствует слабая информированность учителей о здоровье, сберегающих технологиях обучения детей.

-         Противоречия между требованиями разработке содержательных и организационных механизмов деятельности учителей с учетом принципа сохранения и укрепления здоровья учащихся и слабым участием медиков в определении направлений работы школы.

  

6.3. Приоритетные проблемы.

 

С  целью выявления приоритетных проблем школы, для решения которых она имеет кадровые, финансовые материально-технические, научно-методические и другие возможности, проведения ранжирование установленных в процессе проблемно-ориентированного анализа проблем. В результате выявлено наличие в школе следующих проблем:

  1. проблема активного включения учащихся в спортивно-оздоровительную деятельность
  2. проблема организации в школе медико-коррекционной службы, ориентированной на системную диагностику состояния физического и психического здоровья учащихся, профилактика здоровья учащихся и его коррекция  с учетом возможностей школы
  3. проблема подготовки учителей и воспитателей проведению валеологически обоснованных уроков.
  4. проблема внутренней дифференциации  учащихся  в процессе организации образовательного процесса.
  5. проблема развития речи детей и повышения их грамотности по родному  и русскому языкам.
  6. проблема использования новых информатизационных технологий обучения.
  7. проблема преемственности  дошкольного образования.
  8. проблема создания в школе системы по проверке уровня сформированности у учащихся общеучебных умений и навыков
  9. проблема педагогического оценивания, обеспечивающего личностное развитие учащихся
  10. проблема развития самостоятельности  учащихся.
  11. проблема построения целостной воспитывающей деятельности в школе, ориентированной на формирования ценностных отношений детей.

                           7. Концепция адаптивной школы 

       Современная школа должна помочь ребенку реализовать образовательные запросы, свое человеческое начало, выработать положительную систему мировоззрения.

     Актуализацию проблемы построения новой, адекватной времени концепции общего образования вызвана целями рядом объективных процессов, носящих в основном глобальный характер и касающихся измерений, которые происходят сейчас во всем мире политике, экономике, культуры и т.д.  система образования и воспитания не может оставаться в стороне от этих изменений, не рискуя утратить исконно присущие ей в общественно-историческом процессе функций. Все очевидней становится тот факт, что забвение гуманистических целей и идеалов образования, характерное для технократической теории, ведет к разрушению личности и в результате дегуманизации общественной жизни. Одностороння установка на развитие у учащихся личностных качеств, отражающих только требования к будущей профессии и профессиональной компетенции (экономической, технологической, коммуникативной), несмотря на их безусловную значимость, не исчерпывает всего объема требований к современному человеку и системе образования.

      Актуализация глобальных проблем ставит перед образованием и воспитанием подрастающего поколения обще гуманистические  задачи. В основе современной концепции образования должна находиться личность человека, его собственная активность в преобразовании мира и самого себя, социальная ответственность.

     

       Цель образования в школе – выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями средней школы, способной адаптироваться к условиям современной жизни. Она реализуется на основе введения в учеб но-воспитательный процесс современных технологий обучения, диагностики усвоения знаний, умений, создания условий для максимального раскрытия творческого потенциала учителя, перевода школы в режим развития. Дифференцированный, личностный подход осуществляется в учеб но-воспитательном процессе через создание оптимальных психолого-педагогических условий  для развития и реализации индивидуальных способностей каждого школьника.

       Исходя из поставленной цепи, выдвигаются следующие задачи:      

1.      формирование физически здоровой личности предупреждение перегрузки учащихся в учебном процессе; оптимальная организация учебного дня и недели с учетом санитарно-гигиенических норм и возрастных особенностей детей; привлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях, создание групп здоровья для ослабленных детей.

2.      развитие творческих способностей учащихся выявление уровня развития творческих способностей детей с целью совершенствования программ по предметам; создание творческой атмосферы в школе путем организации  кружков, факультативов по предметам, проведение предметных олимпиадных недель, привлечение учащихся к творческим конкурсам вне школы, к научно-исследовательским работам.

3.      формирование творчески работающего коллектива учителей; обеспечение оптимальной нагрузки учителей; организация освоения современных образовательных технологий, и диагностики качества обучения; организация публикаций творческих работ учителей; проведение семинаров по обмену опытом; стимулирование творчества учителей.

4.      организация учебно-воспитательного процесса: совершенствование учебного плана и учебных программ; в начальной школе создание лингвистической школы; разработка оптимальных сочетаний базового и дополнительного образования в старших классах;  развитие взаимодействия учебных дисциплин на основе межпредметных связей; развитие взаимодействия учебных дисциплин на основе межпредметных связей; совершенствование лекционно-семинарской системы занятий, дифференцированного обучения; изучение и внедрение в практику технологии модульного и коллективного способа обучения.

5.      воспитательная работа: создание системы воспитательной работы с целью формирования сплоченного коллектива; формирование органов ученического самоуправления в форме «Школьное демократическое государство»; совершенствование системы работы классных руководителей; формирование и закрепление традиций школы; усиление воспитательного потенциала уроков.

6.      совершенствование системы управления школой; усиление горизонтальных и вертикальных связей между всеми управляющими звеньями; совершенствование системы самофинансирования; создание  банка информации, на основе которого можно точно анализировать и корректировать образовательную ситуацию в школе; оптимальное распределение функциональных обязанностей администрации. Для повышения качества общеобразовательной подготовки и до профессиональной подготовки учащихся необходимо: в дошкольном возрасте особое внимание должно уделяться  формированию психологической готовности к школе, развитию восприятия, воображения художественно-творческой  деятельности детей и формированию связной речи дошкольников; уменьшить долю репродуктивности в процессе  усвоения знаний, расширить сферу продуктивного, самостоятельного, творческого труда учащихся, развивая их общеучебные умения и навыки, теоретическое мышление;  перестроить учебную программу и методику, ориентируясь на принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации обучения.

 

 7.1. Прогнозируемый педагогический результат.

 

      Цели и задачи школы позволяют прогнозировать получение результата образовательной деятельности, которая обеспечивает быструю адаптацию выпускников данного учреждения в разных жизненных ситуациях, создает базу для успешного обучения в средних специальных и высших учебных заведениях и для работы в различных общественных сферах. Ожидаемые конечные результаты реализации данной программы следующие: допустимый уровень здоровья и здорового образа жизни; допустимый уровень воспитанности; базовое образование на уровне госстандарта;  допустимый уровень готовности продолжать образование; готовность к труду в рыночных условиях.

    Критериями достижения прогнозируемых результатов являются важные показатели готовности молодежи к самостоятельной жизни, а именно: устойчивость нравственных качеств выпускников, наличие базы знаний, умений и способностей их переноса в новые виды деятельности; умение не только активно использовать запас знаний, но и потребность обогащать его, стремление к непрерывному образованию; быстрота  адаптации к новым видам деятельности новым условиям труда, общественному мнению коллектива, трудовому режиму.

 

7.2. Теоретические подходы к построению модели адаптивной средней общеобразовательной школы.

 

Достижение цели адаптивной школы при реализации в содержании и организации образовательного процесса идей, которые определяют стратегические ориентиры работы школы на ближайшее десятилетие. В качестве таких ориентиров в концепции определены следующие идеи, детермированные результатами проблемно-ориентированного анализа.

 

Идея валеологического подхода в образовании.

В процессе валеологически обоснованной образовательной деятельности учитель базируется на трех методологических принципах – сохранение, укрепление и формирования здоровья учащихся.

    Валеологический подход в образовании включает в себя:

-         целевую ориентацию участников образовательного процесса на здоровье как приоритетную базовую ценность и основной результат деятельности.

-         Направленность содержания и организации воспитательной и учебной работы на формирование потребностей ученика в здоровье и здоровом образе жизни, его валеологической грамотности.

-         Валеологизацию предметно-пространственной среды школы.

-         Приобщение семьи к валеологизации микросоциальной среды.

Валеологически обоснованный урок – это такая организация процесса обучения, которая позволяет соблюсти соответствие содержания и объема учебного материала, методов и форм учеб но-познавательной деятельности возрастным  индивидуальным возможностям учащихся, сохраняет их умственную и физическую работоспособность.

 

 

Идея рефлексивности.

Реальным инструментом, позволяющим личности преодолеть определенные стереотипы и выйти в пространство новых смысловых ориентиров является рефлексивное размышление. Именно рефлексия позволяет ребенку оценить «что я был» и «что я стал». И от того как инициируется и интенсифицируется интеллектуальная и личностная рефлексия учащихся будет зависеть формирование способности ребенка к самоизменению, самосовершенствованию, самопознанию и самовоспитанию.

Формирование рефлексивного сознания школьника связано с двумя типами новообразований. Первый тип – освоение новой предметности, новых пластов культуры. Для достижения этой цели разрабатываются новые и корректируются существующие программы по русскому языку, математике, естествознанию, изобразительному искусству, в основу содержания которых положена система научно-нормативных понятий.

    Учебная деятельность строится в форме постановки и решения учащимися учебных задач. При решении таких задач учащиеся сначала овладевают содержательным общим способом, а затем его применяют к каждой частной задаче. Мысль школьника при этом двигается от общего к частному.

   Второй тип новообразований связан с овладением различными формами учебного сотрудничества (ученик- ученик, ученик – учитель, ученик сам с собой). Новое содержание должно быть выстроено через взаимодействие учеников с учителем, друг с другом и выступать как средство координации различных точек зрения при совместном решении учебных задач.

 

Идея включения субъективного опыта личности в образовательный процесс.

Значительное количество информации учащиеся приобретают за пределами образовательного процесса и школы вообще. У них складывается неупорядоченное множество впечатлений, формируется личный опыт. Учебный процесс в большинстве случаев этому опыту индифферентен. Задача заключается в том, чтобы личный опыт учащихся включать в общую структуру содержания и некоторым образом регулировать его формирование, а также использовать как фактор изучения программного материала.

 

Идея интегративности.

Реализация этого принципа требует активного и системного использования межпредметных связей в обучении родному и иностранным языкам. Это не только отражает современную тенденцию интеграции форм общественного сознания, формирования единого культурного и информационного пространства, но и позволяет эффективно синтезировать знания из различных наук и  учебных предметов, обеспечить организацию учебного процесса как единой дидактической системы.

   Ранжирование проблемы, выявление в ходе проблемно-ориентированного анализа, и охарактеризованные выше идеи, отражающие ценности педагогического коллектива, а также цель работы школы, позволяют построить концепцию адаптивной школы.

 

7.3.        Общая характеристика образовательной модели.

 

Школе предстоит вырабатывать свои традиции, связанные с созданием условий для развития личности ученика и учителя, а также обучение детей с 6,5 лет.

  Описание образовательной модели предлагает учет таких аспектов, как особенности структуры образования в школе, содержание курса образования, организация образовательного процесса, различные модели группирования учащихся и учителей, вопросы управления учащимися, формы тестирования и информирования, оценка процесса обучения.

 

 

7.3.1.Структура образования в школе.

 

В структуре образования в школе будет выделены 4 ступени.

 

Первая ступень дошкольная группа. Воспитателями  ведется работа над развитием речи, над общим развитием личности ребенка,  над культурой общения, над развитием творческого воображения.

Задачи первой ступени:

-         вовлечение детей дошкольного возраста в начальное звено системы непрерывного воспитания и образования;

-         приобщение детей и их родителей к знаниям о здоровом образе жизни через подготовительный курс валеологии;

-         мониторинг психического, физического, интеллектуального развития детей: коррекционного работа воспитателя и составление индивидуальной карты развития ребенка;

-         формирование коммуникативных навыков и культура поведения у дошкольников;

-         снятие психолого-прессинговой реакции у детей при переходе из детского сада к обучению в школе;

-         создание исходной базы для развития механизмов иноязычной речи.

 

Вторая ступень – 1-4 классы (начальная школа).

Задачи второй ступени:

-         формирование положительной мотивации к обучению;

-         формирование первоначальных навыков иноязычного общения;

-         развитие общих способностей детей и их диагностика;

-         формирование необходимых для начальной школы знаний, навыков, и умений;

-         целостное восприятие окружающего мира;

-         продолжение деятельности по психологической адаптации младшеклассников к учебному процессу в начальной школе и при переходе в 5-й класс среднего звена;

-         формирование личности школьника, ориентированной на высокие нравственные качества;

-         дальнейшее приобщение учащихся и их родителей к знаниям о здоровом образе жизни через системы воспитания, курс валеологии, лекторий для родителей.

Типы классов в начальной школе – общеобразовательные с элементами развивающего обучения по системе Л.В. Занкова и внутренней дифференциацией.

 

Третья ступень –  5-9 классы

Задачи третьей ступени:

-         формирование прочных, устойчивых, глубоких знаний основ наук, целостное восприятие окружающего мира;

-         повышение мотивации обучения через активизацию познавательной деятельности, развитие общих и специальных способностей детей, их диагностика;

-         дальнейшее формирование навыков культуры умственного труда;

-         продолжение работы по формированию коммуникативных  и рефлективных навыков;

-         продолжение работы по воспитанию учащихся и формированию творческой личности школьника с высокими нравственными качествами;

-         осуществление дальнейшего мониторинга психического, физического, интеллектуального развития учащихся и посильная коррекционная работа;

-         дальнейшее приобщение школьников и их родителей к здоровому образу жизни через систему воспитания, курсы валеологии и соответствующих школьных предметов, лекторий для родителей.

Типы классов в основной школе – общеобразовательные с введением спецкурсов по различным областям (точные, гуманитарные, естественные, общественные науки, иностранные языки) с целью развития интереса к знаниям.

 

Четвертая ступень – старшие 10-11 классы 

Задачи четвертой ступени:

-         освоение учащимися теоретических наук

-         формирование целостной картины мира

-         развитие специальных и практических способностей учащихся

-         овладение навыками научно-исследовательского труда

-         овладение основами профессиональных знаний (на основе профильной дифференциации)

-         мониторинг психического, физического, интеллектуального развития старшеклассников

-         формирование личности, способной осознанно оценивать физическое состояние, возможности своего организма и необходимость введения здорового образа жизни.

Типы классов на четвертой ступени: общеобразовательные по различным образовательным областям с целью углубления и расширения знаний учащихся.

 

7.3.2.Содержательная модель образовательного процесса.

 

Основу образовательного процесса должна составить ориентацию педагогов на учебные и личностные возможности учащихся, их непрерывное наращивание. При этом государственные стандарты не являются определяющими в построении образовательного процесса в школе. На первый план должны выдвигаться цели развития личности, а предметные знания и умения рассматриваются как средства их достижения.

    Исходя из цели работы школы, приоритетных проблем, содержание образовательного процесса представлено следующими аспектами.

Первый аспект – личностное развитие ребенка.

Задача:

  1. развитие психических функций, связанных с речевой деятельностью: память, слуховое восприятие, мышление, воображения и эмоционально-волевой сферы учащихся.
  2. развитие языковых способностей (фонетический слух, имитационные способности, способность скоростного проговаривания), которые могут стать основой для дальнейшего изучения иностранного языка.
  3. приобщение учащихся средствами языка к иноязычной культуре и осознание детьми родной культуры, ранняя социализация ребенка.
  4. воспитание у ребенка чувства осознания себя как личности.

Этот аспект предполагает выделение в содержании учебного материала вопросов, касающихся понимания учащимися социальной и практической значимости изучаемого материала, осознание его личностной значимости.

Учебный процесс должен быть построен как процесс «открытия» каждым ребенком конкретного знания, а не как «натаскивание» его на решение типовых задач. Только в этом случае ребенок становится субъектом обучения. С этой целью особое внимание практически на каждом уроке будет уделяться созданию условий для осмысления учащимися социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала. Основная роль будет отводиться инициированию и интенсификации интеллектуальной и личностной рефлексии учащихся. Тем самым в структуру урока включается этап рефлексии, позволяющий каждому ребенку переосмыслить свой субъективный опыт.

 

Второй аспект – диагностика учебных и личностных возможностей учащихся как условие обеспечения целостного развития личности.

Диагностика учебных и личностных возможностей учащихся должна осуществляться по следующим шести блокам:

  1. личностно-смысловое отношение детей к изучаемому материалу и процессу собственной1 познавательной деятельности.

Конкретные показатели, позволяющие анализировать и оценивать это отношение, заключается в следующем:

-         непосредственные интерес к предмету в целом

-         оценка ребенком социальной значимости изучаемого предмета

-         потребность в использовании и позитивном преобразовании своего опыта познавательной деятельности: способов учебной работы, накопленных знаний

  1. интеллектуальная культура школьника:

-         наличие метазнаний – знаний о приемах и средствах усвоения учебного материала

(знаний о сущности приемов умственной деятельности)

-         умения анализировать содержание и структуру текстов любого вида, учебных заданий.

-         Умение классифицировать познавательные объекты;

-         Умение сравнивать познавательные объекты

  1. культура учебной деятельности:

-         наличие знаний о структуре учебной деятельности

-         умение осуществлять целеполагание

-         умение организовывать свою деятельность

-         умение осуществлять самоконтроль

  1. коммуникативная культура:

-         владение монологической (письменной и устной) речью

-         умение осуществлять диалог.

  1. Самостоятельно выработанные школьниками  способы учебной работы, в которых представлены усвоенные в обучении приемы работы с материалом и результаты накопления ребенком собственного опыта:

-         преобладающая ориентация детей на отдельные признаки изучаемых явлений или на системы признаков того или иного предмета

-         преобладающая ориентация на определенный способ фиксирования информации (схематический, графический, знакосимволический)

  1. Обученность учащихся:

-         уровень усвоения учебного материала

-         успеваемость.

Ориентация на этот аспект предполагает овладение каждым учеником методами диагностики по выделенным выше показателям и их широкое использование в процессе совместной деятельности с учащимися. Кроме того, важно, чтобы включение этих методов в непосредственно образовательный процесс обеспечивало учащимися возможность при изучении каждого учебного материала раскрывать свой потенциал.

 

Третий аспект – формирование у школьников личностно-смыслового отношения к

родному языку.

     Гуманитарная сущность образования выражается, прежде всего через родной язык, родное слово, текст. Уважение к родному языку является отражением уважения к родной земле, родному народу, его истории, его духовности.

     Развитию ученика языковой личности с ценностным личностно-смысловым отношением к родному языку будут способствовать, прежде всего, уроки родного языка и чтения. Но не следует умалять в этом вопросе роль русского языка и других предметов. Поэтому необходимо обосновать единые требования к оценке языковой стороны уроков по различным учебным предметам: терминологическая точность, связность и четкость устных ответов, соблюдение культуры речи.

 

Четвертый аспект – обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования, а также начального школьного образования и среднего звена общеобразовательного учреждения. При этом первостепенное значение должно уделяться требованиям, которые предъявляет низшая ступень образования к последующей ступени образовательной подготовки детей.

     Этот аспект предполагает разработку содержания индивидуальной карты развития ребенка. Эта карта заполняется воспитателем дошкольной группы и передается учителям начальных классов. В свою очередь, с картой индивидуального развития ребенок будет приниматься в 5 класс. Таким образом, появляется реальная возможность учета уровня развития учащихся и корректирование на основе этого образовательного процесса.

 

Пятый аспект – сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Деятельность школы в этом направлении предполагает увеличение количества часов на занятия физической культуры, сокращение учебной нагрузки учащихся за счет четкого структурирования учителями учебного материала, предлагаемого детям. Предполагается разработка целостной программы «Здоровье», обеспечивающей включение всех учителей и родителей учащихся в процессе сохранения и укрепления здоровья детей.

   Предстоит организация спортивно-массовых мероприятий для учащихся, спортивных секций.

Особое место в системе медико-оздоровительной работы будет занимать регулярная диспансеризация учащихся.

 

Шестой аспект – творческое развитие личности каждого ученика. В связи с этим необходима такая методика обучения, которая помогла бы ребенку накопить впечатления, осознать, что они эмоционально воздействуют на каждого человека по-разному и также по-разному их можно передать в речи. Реализация этого аспекта ориентирует учителей на использование в образовательном процессе задания, требующих нестандартного подхода к их решению, что предполагает сокращение заданий на воспроизведение учебного материала (не в ущерб отработки основных умений и навыков учащихся).

  Особое место в этом направлении занимает развитие творческих способностей учащихся в процессе эстетически-художественной деятельности. Работа кружков , выразительного чтения, хорового пения, хореографического кружка позволит каждому ребенку реализовать свои эстетические склонности.

   Необходимо обеспечить также развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к народному творчеству, что предполагает организацию краеведческих кружков, декоративно-прикладного искусства, проведение  творческих дел, связанных с национальными традициями.

  

7.3.3.Учебный план.

 

Учебный план школы ориентирован на требования государственного стандарта и состоит из предметов базисного и вариативного компонентов с учетом перспектив и особенностей развития школы в структуре образования в школе.

   Базисный компонент включает в себя учебные дисциплины, позволяющие заложить фундамент знаний по основным предметам, обеспечивать уровень, соответствующий государственному стандарту. План предусматривает сбалансированность между циклами предметов, отдельными предметами, а также преемственность между ступенями и классами в процессе обучения. Вариативный компонент плана предоставляет учащимся возможность расширения и углубления знаний в соответствии с их интересами и способностями за счет факультативов, индивидуальных занятий, как с одаренными детьми, так и слабоуспевающими.

Учитывая низкий уровень здоровья детей и актуальность задачи укрепления здоровья, учебный план ориентирован на ликвидацию перегрузок учащихся, учебный план ориентирован на введение интеграционных курсов в начальных классах: природоведение – валеология; в средних классах : ОБЖ – валеология, физкультура – валеология – биология; в 9 – ом классе введен предмет – валеология, которые позволят дать школьникам базовые знания и умения вести здоровый образ жизни.

    В начальной школе основной стратегической линией становится развивающее обучение с элементами информационно-целостного подхода по методике по традиционной методике, элементами развивающего обучения по системе Л. Занкова, которые позволяютдобиться становления личности младшего поколения, раскрыть его индивидуальные способности. Эта же тенденция рассматривается затем и в среднем звене, и в старших классах. В старших классах, кроме того, планируется дальнейшее совершенствование продолжительной дифференциации на основе требований социального заказа изучение «Трактора и других сельскохозяйственных машин».

     Выдерживая требования госстандарта, коллектив ищет свои пути развития личности ученика. С этой целью наряду с традиционными, рекомендованными Министерством образования РФ в учебный план включаются параллельные курсы, уже прошедшие апробацию в школе.  Например, в начальной школе – курс «Природоведение» (1-4) по учебнику А.А. Плешкова; английский язык (1-3; 1-4) по учебнику Виволетова. В старшей школе вводятся в учебный план курсы расширенного изучения предметов: по математике в 10 и 11 классах. Учебный план включает также факультативные занятия история и культура родного края (5-8 классы), ОБЖ и валеология (5-8 классы), астрономия (11 класс), русская литература (10-11 классы).

   Реализация регионального компонента базисного учебного плана предусматривается за счет расширения возможности изучения чувашского языка. Изучение таких курсов, как «География Чувашии», «Экология родного края», «История Чувашии» планируется на интегрированных уроках истории (6-11 классы), географии (6-10 классы)., биология (6-11 классы), за счет 10% базисного учебного плана (с соответствующей корректировкой учебных программ). Кроме того, в начальной школе в целях изучения истории и культуры родного края, знакомства с народными промыслами планируется проведение занятий кружка «Умелые руки».

  

7.3.4. Организация учебно-воспитательного процесса.

 

Учебно-воспитательный процесс в школе будет  строиться:

-         в дошкольной группе в рамках трехдневной рабочей недели; продолжительность занятий

     25 - 30 минут, недельная нагрузка составляет  7,5 часов.

-         недельная нагрузка составляет: в начальных классах 22-25 часов, в среднем звене 31 – 35 часов, в старших классах 36 часов.

Продолжительность уроков – 45 минут. В 11 классах – шестидневная рабочая неделя.

Расписание в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями планируется чередование сложных предметов с уроками эмоциональной и физической нагрузки. После 2-ого и 3-ого уроков планируется большие перемены для организации питания и оздоровительных мероприятий. Во второй половине дня – кружковые, секционные, оздоровительные мероприятия.

     Особенности организации учебно-воспитательного процесса в школе будут определяться теми задачами, которыми она призвана решать. Особо выделив наряду с задачами образования и развития задачу оздоровления детей, мы пришли к выводу о необходимости внесения ряда изменений в организацию учебно-воспитательного процесса, а именно:

-         определить комплекс мер по формированию  у учащихся ценностей здорового образа жизни

-         создать условия, благоприятные для укрепления здоровья и физического развития детей, включая упорядочение режима учебных занятий, предотвращение перегрузок учащихся, улучшения питания, строгий контроль за  соблюдением медико-санитарных требований к организации учебно-воспитательного процесса

-         осуществить постепенный переход к личностно-ориентированному подходу в обучении, в основе которого  - диагностика уровней здоровья, интеллектуального развития, воспитания каждого школьника;

-         совершенствовать  внутреннюю дифференциацию на основе диагностики

-         ввести уровневую дифференциацию на уроках физкультуры (по группам здоровья) на основе диагностики состояния здоровья каждого ребенка (обследования врачами и психологами образовательного комплекса)

-         разработать и внедрить в практику работы образовательного комплекса систему педагогического, психологического, медицинского мониторинга с систематическим проведением контрольных срезов на протяжении всех лет обучения каждого ребенка и вручения ему в итоге вместе с аттестатом зрелости паспорта здоровья

-         создать постоянно действующую валеологическую службу с целью диагностики и коррекции состояния здоровья всего контингента школы – комплекса, а также организации профилактической, научно-методической и консультативной работы

-         продолжить совместную работу учителей начальной школы и воспитателей дошкольной группы в целях решения пропедевтических задач обучения, формирования, приобщения детей дошкольного возраста к знаниям о здоровом образе жизни, а также ликвидации психологического прессинга при переходе детей из дошкольного учреждения в первый класс.

 

 

7.3.5.Основные формы деятельности.

 

      Первая ступень – дошкольное образование.

-   физкультурно-оздоровительная работа на свежем воздухе (гимнастика, игры, прогулки)

-         развивающие игры, экскурсия, занятия – путешествия. Развитие интереса к жизни и деятельности людей, познанию окружающего мира, воспитание бережного отношения к любому труду

-         музыкально-хореографическое занятие, обучение изобразительному и прикладному видам искусства;

-         работа по развитию речи и творческого воображения

 Вторая ступень – начальные классы

-         в первом классе обучение безотметочное, уроки в начале учебного года по 25 минут;

-         шестидневная учебная неделя

-         изучение английского языка со 2 –ого класса

-         во второй половине рабочего дня – игры, полезные дела, кружковая работа, спортивные секции, экскурсии

-         в классном коллективе организуется разнообразная деятельность по интересам, праздники, походы.

-         Изучении истории и жизни своей деревни, знакомство с народными традициями

-         Укрепление здоровья: уровневая дифференциация на уроках физической культуры на основе диагностики физиологических параметров каждого ребенка; участие в одной – двух секциях, спортивных праздниках, соревнованиях.

-         Развитие логического мышления. Раннее приобщение к современной технике. Уроки информатики ( безмашинный  вариант). Электронные игры.

-         Социальная работа: забота о близких, родных, друзьях, оказание помощи престарелым, инвалидам, ветеранам.

         Третья ступень – основная школа

-         шестидневная учебная неделя, продолжительность уроков – 45 минут

-         коррекция образовательного процесса с учетом требований регионального компонента государственного стандарта и социального заказа. Выделение базового ядра знаний (образовательных стандартов по основным предметам)

-         углубленное изучение иностранного языка с 5-го  класса

-         возможность расширения и углубления знаний в соответствии с интересами и способностями учащихся за счет введения спецкурсов, факультативов, а также школьного компонента

-         поэтапное введение с 5-го по 9 –й класс нового интегрированного курса валеологии, позволяющего дать учащимся базовые знания и умения здорового образа жизни. Природоохранительная работа

-         изучение традиций чувашского народного творчества, фольклорная группа, школьный театр

-         физическое совершенствование, дальнейшее укрепление здоровья учащихся, проведение спортивных кружков и секций, оздоровительных мероприятий.

 

     Четвертая ступень – старшие классы 10-11 классы.

-         шестидневная учебная неделя, продолжительность уроков – 45 минут

-         формирование 10-11 классов на основе профильной дифференциации

-         возможность выбора ряда предметов в зависимости от интересов и способностей. Обеспечение возможности расширенного изучения отдельных предметов. Работа компьютеров

-         введение ряда факультативных курсов в соответствии с требованиями социального заказа

-         физическое совершенствование, дальнейшее укрепление здоровья юношей и девушек, уровневая дифференциация на уроках физкультуры, увеличение физической нагрузки на два часа в неделю за счет занятий в спортивных секциях, оздоровительных мероприятиях

-         оказание консультативной помощи в выборе будущей профессии на основе психолого-педагогической диагностики

-         оказание практической помощи в формировании личности выпускника, владеющей психологическими методами защиты от стрессовых ситуаций, способной адаптироваться в постоянно меняющихся социально – экономических условиях рыночной экономики. 

 

7.3.6.Содержание воспитательного процесса.

 

      «Школьное ученическое самоуправление»

    создавая воспитательную систему нашей школы, мы исходим прежде всего из реалий сегодняшнего дня.

-         самоуправление в школе – необходимый компонент современного воспитания.

-         самоуправление способствует раскрытию школьников, как мыслителей способных прогнозировать не только свою жизнь, но страны.

-         Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности  и самостоятельности.

-         Самоуправление формирует готовность участвовать в различных проектах.

 

Современный мир ставит человека в достаточно жесткие условия. Поэтому он должен обладать рядом качеств, которые бы помогли ему приспособиться к быстро меняющей ситуации. Это прежде всего социальная активность и коммуникабельность: умение получать, перерабатывать информацию и принимать правильные решения; законопослушание и одновременно инициативность; здоровый образ жизни и умение экономить время; настойчивость и психическая пластичность. Школа на первый план выдвигает развитие функциональной грамотности человека. Но, чтобы сформировать ее, необходима несколько отличная от пропагандисткой воспитательная система. Такая новая воспитательная система должна быть нацелена на предоставление подрастающей личности широких возможностей участвовать в жизни общества.

    Поэтому в нашей школе решили создать реальное ученическое самоуправление. Структурно оно очень похоже на построение российской системы власти.

     Технология построения ученического самоуправления состоит из нескольких этапов:

1.      выборы

2.      формирование совета министров

3.      школьное ученическое самоуправление имеет свой устав, свои законы, флаг, герб, гимн.

 Воспитательный процесс в начальной школе

   Ученики начальной школы являются гражданами «Школьного ученического самоуправления», но по закону еще не могут избираться в органы власти и быть принятыми на работу. Поэтому для них создана детская организация, которая работает под руководством организаторов по воспитательной работе, классных руководителей и вожатых из числа старшеклассников.

Цель организации:

Выработка самостоятельности и принятии решений, закалка характера и здоровья.

 

Построенная таким образом воспитательная система позволит максимально адаптировать наших детей к условиям современной жизни которые требуют от них умения конкурировать и поддержать свою работоспособность.

 

7.3.7.Технология управления школой.

     

 Мотивационно -целевая деятельность.

 В связи с необходимостью включения в процессе управления учителей и родителей учащихся предполагается использование разнообразных форм проведения педагогических советов, заседаний и родительских собраний.

 

Информационно-аналитическая деятельность.

В сферу анализа работы школы будет включен анализ окружающего социума, обеспечивающего прогнозирование текущих изменений в деятельности педагогического  коллектива.

 

Планово-прогностическая деятельность.

Предполагается разработка образовательных программ школы на двух – трехлетний период деятельности школы. Их реализация позволит своевременно вносить необходимые коррективы в концепцию и программу развития школы.

   Важным шагом на пути совершенствования планово-прогностической деятельности школы и ее отдельных структурных подразделений в виде комплексно-целевых программ.

 

Организационно-исполнительская деятельность.

Предполагается систематическая диагностика по выделенным ранее показателям личностного развития учащихся, что в перспективе позволит разрабатывать индивидуальные учебные планы школьников.

 

Контрольно-регулировочная деятельность.

Внутришкольный  контроль за уровнем образовательной подготовки учащихся по образовательным областям и  будет заменен контролем по стержневым линиям учебных курсов, что позволит ежегодно вычленять конкретные проблемы в процессе обучения и целенаправленно работать над их решением. 

 

        8.Стратегия реализации концепции

школы.

                Реализация  разработанной концепции ориентировочно определяется до 2010 года.

        Период с 2006 по 2010 год разделен на четыре этапа:

           Первый этап – 2006 / 2007 учебный год.

           Второй этап – 2007 / 2008 учебный год.

           Третий этап – 2008 / 2009 учебный год.

           Четвертый этап – 2009 / 2010 учебный год.

           

     Для того чтобы более детально подготовиться к осуществлению перехода, каждое направление преобразований должно быть представлено в виде задач, соответствующих выполнению условий, организационных, кадровых, научно – методических, материально – технических.

 

      ПЕРВЫЙ ЭТАП – подготовительный – 2006 / 2007 гг.

1.      Разработка программы развития школы.

-         диагностика состояния учебно-воспитательного процесса, выявление его сильных и слабых сторон

-         анализ социального заказа школы

-         выявление противоречий между требованиями социального заказа и результатами учебно-воспитательного процесса в школе: выявление и обозначение проблемы

-         постановка цели

-         формирование задач

-         разработка концепции школы

-         разработка плана поэтапного перехода школы из режима функционирования в режим развития

2.      Создание условий, необходимых для разработки и освоения программы развития.  

 

 

ВТОРОЙ ЭТАП – 2007 /2008 гг.

1.      оформление и рецензирование скорректированных с учетом приоритетности лингвистического образования в начальных классах учебных программ

2.      развитие материально-технической базы школы: приобретение компьютеров, благоустройство окружающей территории

3.      разработка и первоначальная апробация программы развития речи учащихся

4.      внедрение в образовательный процесс школы изучение информатики с 5 класса.

5.      развитие воспитательной системы школы.  (Школьное ученическое самоуправление)

6.      разработка содержания карты индивидуального развития ученика

7.      разработка содержания внутришкольного контроля по стержневым линиям учебных курсов и его первоначальная апробация

8.      разработка диагностических материалов

9.      обучение учителей и учащихся работе на современных компьютерах.

 

ТРЕТИЙ ЭТАП – 2008/ 2009 гг.

1.      реализация внутришкольного контроля по стержневым линиям учебных курсов

2.      освоение учебного курса «Риторика» (в начальных классах)

3.      разработка методических рекомендаций по проведению валеологически обоснованного учебного занятия

4.      обучение учителей пол вопросам проведения валеологически обоснованных учебных занятий

5.      обработка методики проведения педагогических советов и родительских собраний в форме педагогических студий

6.      апробация разработанных диагностических материалов (по всем показателям)

7.      создание системы по проверке уровня сформированности у учащихся общеучебных умений и навыков.

 

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП – 2009 / 2010 гг.

1.      промежуточный анализ реализации концепции адаптивной школы и корректировки программы      ее развития

2.      мониторинг образовательного и оздоровительного процесса в адаптивной общеобразовательной школе.

   3. проведение итогов, обобщение опыта работы школы:

         1.анализ результатов обучения иностранному (английскому языку с раннего возраста с 5 лет)

         2.анализ результатов адаптации выпускников начальной школы;

         3.анализ результатов воспитательной системы школы

         4.публикация результатов работы школы

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"